![]() |
![]() |
Звено Вахмистрова
В предвоенный год летчики Б.Литвинчук и Е.Рыжов первыми в авиации ВМФ освоили
полеты в составе "Звена Вахмистрова" - так называлась система подвески истребителей
к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Овладев взаимодействием и применением И-16 в качес
тве истребителей-бомбардировщиков с помощью самолета - авианосца они обучили группу
пилотов полка необычным полетам. Была создана эскадрилья особого назначения,
вошедшая в состав 92-го истребительного полка 62-й авиационной бригады ВВС флота .
В составе особой эскадрильи находилось 6 носителей ТБ-3РН и 12 истребителей И-16.
С началом войны черноморские летчики днем и ночью взлетали навстречу врагу,
прикрывая Севастополь, корабли, войска. Вскоре был получен приказ - нанести удар по
нефтеперегонному заводу и хранилищам военно-морской базы в Констанце, запасная цель
- корабли в гавани . Ведущим группы истребителей был назначен комэск капитан
А.Шубиков, боевой вылет планировался на 1 августа с евпаторийского аэродрома Крыма.
Два ТБ-3 с подвешенными под плоскостями И-16 готовы к вылету.Зеленая ракета
описывает дугу в небе, сразу же взревели шесть воздушных винтов сначала на первом ,
а затем на втором самолете. Опытные командиры бомбардировщиков С.Гаврилов и Н.Огнев
выруливают на старт , взлетают и берут курс к цели. На горизонте тонко проступает
береговая черта, скоро отцепка.По команде истребители освобождаются от замков и дву
мя парами со снижением устремляются к цели. Бомбардировщики разворачиваются домой.
Стремительно приближается берег, высоко над бухтой барражируют два Хе-113 ,
группа обходит их стороной снижаясь до 2000 метров.Внизу порт, кораблей в нем нет.
В плотном строю И-16 дважды проходят над Констанцей, отыскивая цели. Литвинчук пер-
вым видит замаскированные баки нефтехранилища, указывает ведущему, строй распадает
ся - пара пикирует на нефтехранилище, вторая - на портовые сооружения. Восемь фугас
ных 250 килограммовых бомб рвутся почти одновременно. Только теперь враг очухался .
На перехват поднимается пара Ме-109 и обнаружив уходящие на малой высоте
И-16 пытается атаковать. Завязывается воздушный бой на виражах. Не выдержав лобо -
вой атаки немцы уходят в сторону берега. Вскоре Филимонов и Самарцев пристраивают -
ся к Шубикову и Литвинчуку, четверка благополучно совершает посадку под Одессой .
Машины быстро заправляют,короткий полет и посадка уже на родном аэродроме в Крыму.
Второй вылет, теперь уже трех ТБ-3 для удара по кораблям во вражеском порту
начался ночью. К цели подошли когда уже светало, еще до отцепки группу обошел Ме109
Стало ясно , этот налет не будет неожиданным для противника. Шесть И-16 отцепились
от ТБ-3 за 30 километров от берега. При подходе к цели их встретил сильный зенитный
огонь, однако истребители умело маневрируя прорвались к цели и прицельно с пикирова
ния сбросили бомбы на корабли и док. При отходе от цели завязался тяжелый воздушный
бой. Имея ограниченный запас топлива наши все время оттягивались в сторону Одессы.
На последних каплях горючего один за другим под Одессой садятся четыре И-16 , пара
С.Кузьмин - Д.Скрынников из полета не вернулась. Четверка возвратилась в Крым.
10 августа эскадрилье была поставлена задача разрушить Черноводский мост.
Все попытки разбомбить его бомбардировщиками Ил-4 успеха не имели , мешало мощное
зенитное и истребительное прикрытие объекта. После подготовки , глубокой ночью четы
ре И-16 под крыльями ТБ-3 покинули свой аэродром. Как обычно отцепились за 30 кило-
метров до берега и на рассвете подошли к цели, однако противник был начеку. Шкваль-
ный огонь встречает пикировщиков. С высоты около 400 метров восемь бомб поражают
мост. Группа на предельно малой высоте успешно уходит от цели в сторону Одессы .
Через два дня уже шестерка И-16 наносит удар по мосту и вновь успешно. А вскоре уча
стники удара по этой цели получили заслуженые награды : ведущий А.Шубиков - орден
Ленина, Б.Литвинчук, Б.Филимонов и С.Каспаров - ордена Красного Знамени.
17 августа шестерка истребителей вновь наносит удар по Констанце, цель-док
и корабли в бухте. Группа без потерь возвращается домой. Вскоре по просьбе сухопут
ного командования был произведен налет на железнодорожный мост в г.Запорожье. Груп
па взлетела в Евпатории, над Мелитополем носители встретил эскорт 24 истребителей
И-16 . На подходе к цели наших встречают "мессеры", завязывается упорный воздушный
бой , однако ни один вражеский самолет не смог прорваться к бомбардировщикам , они
успешно провели отцепку И-16 с бомбами и повернули домой , а шестерка с пикирования
нанесла удар по мосту, пролет рухнул в воду. Всего черноморские летчики особой эска
дрильи нанесли около 30 ударов по вражеским целям,ни один наш бомбардировщик не был
потерян, в составе группы, как правило,находилось 3 носителя ТБ-3 и 6 истребителей.
Так в первые месяцы войны на практике была доказана боевая эффективность
разработок В.С.Вахмистрова "Звено", которые были испытаны и отработаны задолго до
войны. К сожалению в свое время этим работам не было уделено должного внимания и
только благодаря личной настойчивости Вахмистрова при поддержке наркома ВМФ Н.Г.
Кузнецова была образована особая эскадрилья ВВС Черноморского флота. Из летчиков
истребителей И-16 прошли всю войну и стали Героями СССР Б.Литвинчук и П.Данилин.
* * * * * * * * * * * * * *